Край великих людей

Актайлак би

Актайлак би – казахский акын, живший в1720-1816 годы. Он был выходцем из племени Найман рода Сыбан. Благодаря своим передовым поэтическим произведениям, справедливым указам, Актайлак би был назван в народе «Мастером слова», «Отцом народа». Известный би, умеющий владеть вниманием народа, обладал большим поэтическим даром Родился он, по – видимому, в местечке «Кундызды»Семипалатинской области между Абайским и Жарминским районом и умер в возрасте около ста лет. Мавзолей Актайлак би является памятником архитектуры 18 века.

Расположен в 55 километрах от города Аягоз. Благодарные потомки в 1990 году воздвигнули новый мавзолей.

Байгара Куттыбайулы

Байгара Куттыбайулы (1699-1775) – выходец из племени Найман рода Сыбан Южно –казахстанской области, аула Сарыарка Аягозского района Восточно-казахстанской области. Его дед Нарымбай би был беком в Ташкенте, отец Кудауысты Куттыбай был оратором. Байгара, получивший воспитание в образованной среде, с 16 лет отдавал дань уважения святым и помогал нуждающимся. Следуя традициям предков, он рано начал принимать участие в управлении. Если акыны Дулат и Асет воспели его как защитника вдов и сирот, то в айтысе Биржана и Сары он выступает как незаурядная личность своего времени. Его сын Актайлак – би является одним из 17 поэтов-учеников школы Байгара жырау.
Для современников он был личностью, который не только управлял народом, но и обладал поэтическим талантом, был для народа святым человеком.
Захоронен в местечке Акши в 4 километрах от Сарыарки. Местные жители поклоняются святой могиле знаменитого предка.

Шынгожа батыр

Шынгожа Базаркулулы жил в 1706-1768 годы. Он один из руководителей казахских отрядов, отважный батыр, проявивший мужество в отражении нашествия жунгаров.

Имя батыра, одержавшего победу со своим отрядом в сражениях возле Аягоза, Анракая, Калба, Алаколь, стало боевым кличем рода Тума.

В 21- летнем возрасте он прославился после первого победного поединка с жунгарским батыром Доба, прозванного Аюкара. С этих пор слава о мужественном батыре, одержавшем победу во многих сражениях, распространилась по всей казахской степи.

Памятник Шынгожа – батыру установлен на территории аула Шынгожа бывшей Семипалатинской области поодаль от автомобильной дороги Алматы – Усть -Каменогорск. Название аула Шынгожа также непосредственно связано с именем батыра.

Дулат акын

Дулат Бабатайулы жил в 1802-1874 годы. Родился в нынешнем Аягузском районе в местечке Сандыктас-Акжайлау. Здесь и похоронен.
Дулат-неповторимый поэт, воспевший один из истрических периодов родной земли первой половины 19 века. Он был одним из обративших внимание на коллониальную политику царской России.
Дулат был выразителем интересов и чаяний народа, боровшийся против царского насилия и гнета, глашатаем освободительной борьбы казахского народа.

Образование Дулат получил у аульного муллы. Свои стихи собирал в рукописной книге. Вместе с рукописями Дулата сохранились и стихи непревзойденного жырау Актамберды.
Первый сборник акына «Завещание» вышел в Казани в 1880 году. В 1991 году издательство «Жазушы » выпустило сборник сочинений под названием «Напевы времени».
Дулат акын, живший до Абая, занимает особое место среди акынов в казахской литературе.

Барак султан

Барак султан правил родом Сыбан из Найман. В свое время исследователь Адольф Янушкевич о Кунанбае и Барак султане писал: «Среди степных всех жителей они - две яркие звезды».

У Барака кроме мужества были много других талантов, один из них-меткость. Он сбивал с головы человека крохотную медную монету. В пошиве одежды,отделке обуви, в выжигании дерева, выплавке металла он был непревзойдённым мастером.Сам был поэтом. Когда Барку присвоили звание батыра, ему был 21 год. В 1859-60 годах Барак батыр был избран ханом. Ему не было 50 лет, когда в1862 году ушел из жизни.

Мавзолей Барака, возведенный народом, соответствует своему имени, а также является символом почета Бараку. Мавзолей был построен во второй половине 19 века. Для строительства были использованы такие строительные материалы ,как кирпич, карагаиники, карагач, можжевельник.

Высота составляет 8 метров 80 см, толщина стены 1 метр 45 см. Барак султан был мужчиной крупного телосложения. Могила находится в Аягозском районе у берегов реки Ашысу в селе Майлин.

Козы Корпеш и Баян сулу

Это прекрасная, лучезарная легенда, придуманная пастухами старого века. Это легенда рассказывается на разных языках. Среди легенд «Козы Корпеш и Баян сулу» занимает в русской литературе особое значимое место. Особое внимание при этом уделялось памятнику архитектуры - надгробию «Баян сулу». Древние казахи считали это надгробие «мавзолеем». Они сохранены до наших дней в разных уголках нашей страны. Купол «Козы Корпеш и Баян сулу» расположен на правом берегу речки «Тансык» возле аула Тансык.

По легенде Козы Корпеш и Баян сулу на стройтельство мавзолея младший брат Сарыбая-Тайлакбий Тобол отправил 40 тыс. рабочих рук, на берегу реки Тобол был устроен той, конные состязания.

На прочном надгробии были высечены облики двух влюбленных. Особенно четко показана красота Баян.

По воспеванию акына Жанака Айбас с 50 тысячами человек построил каменный купол. Этот купол сохранился как символ до наших дней. По народной легенде на построение купола были доставлены камни из близлежащих гор. Между горой и Аягозом были выставлены люди цепью и они передавали камни из рук в руки. Самый красивый в окрестности мавзолей принадлежит «Козы Корпешу» с четырьмя бюстами внутри. Эти бюсты и мавзолей – памятники старины. Они были построены во времена Тюркского каганата, т.е. ҮІ-ҮІІІ век нашей эры. В то время высоко чтили каменные бюсты и из камней тесали образы людей. Эти 4 каменных бюста олицетворяли конкретные образы героев легенды. Трое из них женщины и молодой джигит. Народ считает, что это Баян, Козы и сестры Баян-Айтансык и Айкыз. Удивительно, что это имена не только героев легенды, но и местностей. Та гора – гора сердца Баян. Две речки, впадающие в реку Аякоз, называются Айтансык и Айкыз.

Это историческое событие является народной сокровищницей, сохранившей тайны прекрасного и глубокого чувства.


Арип Танирбергенов

Арип Танирбергенов родился в 1856 году в селе Жыланды на железнодорожной станции Ушбиик Жарминского района в Восточно – Казахстанской области. В возрасте 11-12 лет он учился в начальной русской школе при сельском медресе. Наравне с татарским и русским он прекрасно влалел арабским, турецким, китайским и персидским языками.Хорошо зная исламскую религию,    исследовал её глубоко. В 1877 году Арип поступил в Семипалатинское уездное училище, которое окончил с отличием в 1881 году.Во время обучения в Семипалатинске он познакомился с Абаем Кунанбаевым и брал с него пример как с учителя наставника. С 1884 по1887 годы работал на должности переводчика в китайском городе Чугучак. После этого работал на разных должностях в городах Капал, Бишкек, Алматы. В 1890 году работал перевочиком в Кандыгатай, Енрекейской области. В последние годы жизни Арип работал в юриспруденции следователем и адвокатом.

Жобалай би

Жобалай би родился в 1700 и умер в 1770 г.  Заслужил славу  батыра, был избран бием. По преданию, от Керей Жастабана  родились Сартыкай, Сарбас, Бегимбет.  От Бегинбета - Бекназар, Косай. От Косая - Еламан, Жолымбет, Жолай, Рысбек .От Рысбека родился Кудыке. От жены Рысбека Косбике родились Байжигит, Байсейт, Майемер. От Байсейта - Куттыберлы, Карабай Казанкап, Жобалай, Шерлиш Курмыс. У Жобалая было 4 жены и шестеро сыновей: Марка, Жиде,Тасыбай,Татан,Суттибай, Жанал. Вот таким образом распространились потомки Жобалай би.

Жобалай Байсейтулы был одним из первых биев, который появился во времена, когда кереи Алтая обосновались на земле Чубартау. Уже в 12 лет он был прозван мальчиком – бием. В 1760г. по инициативе Жобалай би потомки 12 родов алтайских кереев были переселены на благодатные земли междуречья рек Даганды, Баканас, Кур, Корык, Малгелды, Сары и Кусак. 

Могила Жобалай би расположена выше места слияния с Балхашом реки Даганды недалеко аула Мадениет. Это достаточно высокое куполообразное сооружение построено из кирпича.
Летом 2000 года потомки Жобалай би, меценаты,  жители села Мадениет  реконструировали мазар, обложив его белым кирпичом и восстановив высокий купол. По обычаю был прочитан Коран и дан ас. Это большое дело подняло дух народа.

Шакантай батыр

Шакантай батыр Жаугашарулы жил примерно в 1706 – 1781 гг.  Родина Шакантай батыра - золотые горы Алтая, место под названием Сауыр. Примерный год рождения Шакантай батыра (1706) требует дополнительного исследования. Также никто не может с точностью сказать, в каком году он скончался. Но известно, что батыр жил в 18 веке и в те  тяжелые годы был для своего обездоленного народа защитником и опорой.    

На территории Аягоза, в частности, Чубартауского региона в исторический  период, известный под названием «Ақтабан шұбырынды, Алакөл сұлама», отважный Шакантай батыр боролся с  врагами народа, сражаясь  за  его честь и свободу.   Шакантай был не только смелым батыром, но и пламенным оратором, оставившим мудрое наследие поэтом, а также народным вождем.

Шакантай происходит из рода Керей, потомок Бекназара сына Бегинбета Жастабана.

От Бекназара родились Кудайберды, Кожагелды, Койлыбай,Жадыгер. От Кудайберды – Майбасар, Жаугашар. От Жаугашара родился единственный сын Шакантай. А Жастабан известен как один из 12 Абак кереев.

Кенжегул шешен

О Кенжегуле Сейтенулы мало письменных сведений. Известно, что он один из «Семи Сейтенов». Его братья: Итемген, Аганас, Тоганас, Тогас, Жанке, Аган, Балта.

Кенжегул с молодости участвовал во власти, во многих местах руководил народом. Он был известным человеком своего времени, и то, что Кунанбай согласился сосватать за него свою первую дочь Такежан, является свидетельством того, что Кенжебай был на равных  с Кунанбаем.

Кенжегул был старше Кунанбая примерно на десять лет, родился около 1794-95 года.

В своё время Кунанбай участвовал в решении земельных споров между родами Сыбан и Тобыкты, был красноречивым оратором, би.
Могила Кенжегула находится возле аула Кундызды. Это место является, по-видимому, было границей между землями Сыбан и Тобыкты, здесь Кенжегул своим потомкам завещал его похоронить.

Актамберды жырау

Актамберды жырау родился в 1675 году в Южном Казахстане в Каратау в богатой семье. Будущий жырау воспитывался в семье дяди - батыра Бердике. В раннем возрасте, уже в 10-11 лет, в нём проявился талант акына, а в 17 лет он участвовал в войне казахов с ханствами Центральной Азии. Своим мужеством, умом он стал известен многим. Много раз уходил от смерти.

Однажды, совершая разведку, попал в руки врага, и сбежал из плена перед исполнением приговора о смертной казни. Когда в 1723 году казахи потерпели поражение от ойратов, потеряв южную и восточную часть страны, Актамберды батыр был уважаемым аксакалом Среднего жуза.

Батыр своими делами, вдохновляющими песнями был одним из организаторов борьбы против жунгаров, сражался в первых рядах казахского войска. Когда государство жунгаров было полностью разрушено и началось переселение в южные земли, Актамберды сыграл важную роль в полном возвращении казахских родов на свою родину.

Батыр жырау скончался в 1768 году в возрасте девяноста трех лет. В наши дни полуразвалившееся надгробие жырау находится на сопке Журек Жота совхоза Жданов Абайского района Семипалатинской области.

Бегеш шешен

Бегеш шешен жил с 1834 по 1911 год. Он был свесрстником Абая. Бегеш шешен оставил за собой мудрые слова. Был очень умным, красноречивым, авторитетным человеком. По рассказам пожилых, он родился в 1834 году в Семипалатинской области, в районе Чубартау, в совхозе «Горный» на берегу реки Баканас. Он был из племени Жастабан Керея.

Бегеш Сабанұлы умер в 1911 году в своем родном ауле. Позднее в 1986 году на его могиле поставлен памятник. На памятнике написано, что Бегеш был другом Абая, мастером слова, персонажем эпопеи «Абай жолы», земляком Абая.
Могила Бегеша находится в его родном ауле в совхозе «Горный».

Летом 2000 года его земляки, жители поселка Бакошкер, воостановили могилу Бегеша.

Байготан би

Байготан би из племени Жастабан Керей. Бабан родился в 1739 году и умер в 1834 году, то есть когда ему было 95 лет. Косай Байготан би в молодости получил благословление от Кожагелды Томана.

Его могила была выложена из кирпича в Чубартауском районе, в совхозе «Алгабас» бывшей село области, на правом берегу реки «Бабан өзені», в трех километрах от трассы Кайнар Баршатас. Это могила была воздвигнута самим Байготаном его брату Болату. Внутри большого мазара есть еще могилы Болата, Байготана и младшей сестры Болган. Болган была выдана замуж за аргына и после смерти, по ее завещанию, она была похоронена рядом с братьями.

В 1998 году в сентябре могила Бабана была восстановлена и заново построена из белого кирпича, после чего были проведены поминки в честь Бабана.

 

Страница изменена: 23-08-2017